ЗАЗ-965
ЗАЗ-965

ЗАЗ-965 больше известен нам из-за своего прозвища «горбатый», которое люди помнят до сих пор. Удивительно, но из почти 323 000 автомобилей этой модификации, до наших дней дошли единицы, а уж увидеть «горбатого» на ходу и вовсе нереально.

Во второй половине 50-х годов прошло столетия власти СССР решили улучшить послевоенный быт населения страны: началось строительство жилья, появилась потребность в недорогом автомобиле для широких масс…
Созданию Запорожца-965 предшествовало множество прототипов, среди которых особо хочется выделить опытный экземпляр «Белка НАМИ-050». Машина была в длину около 3,5 метров, двигатель находился сзади, а салон, за счет практически отсутствовавшего багажника, был довольно просторным. Дверей, как таковых, в «Белке» не было и попасть водителю внутрь авто можно было откинув переднюю часть кузова. Для пассажиров же была сделана одна-единственная дверь с правой стороны машины — через нее люди могли попасть на заднее сиденье. В упрощенном, так называемом «сельском варианте» кузова, дверей не было вообще — салон имел открытые боковые стороны.

Плохая герметичность салона из-за необычной водительской двери, слабый двигатель и необходимость реконструкции автозавода для выпуска НАМИ-050, впоследствии привели к тому, что за образец при проектировании был взят оценивавшийся как «новейший» автомобиль «Fiat 600» итальянского производства с более традиционными дизайном и компоновкой.

Интересные факты:
— существовала экспортная модификация 965АЭ «Ялта», которая отличалась улучшенной отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и наружным зеркалом заднего вида с левой стороны в стандартном оснащении. На многие автомобили дилеры самостоятельно устанавливали радиоприёмник. Кроме того модификация отличалась боковыми наклонными молдингами,
— другая модификация, 965С, являлась почтовым фургоном для сбора писем с правым расположением руля. Автомобиль имел видоизменённые воздухозаборники системы охлаждения. Задние боковые стекла были заменены металлическими филенками,
— по легенде, цена определялась на ЗАЗ-965 как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (1 бутылка стоил 1 рубль 80 копеек). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, автомобиль можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране,
— ЗАЗ-965 стал последним советским автомобилем с дверями открывающимся против движения.

В 2004 году возле киевского транспортно-экономического колледжа был установлен памятник «Запорожцу-965» — его подняли и закрепили на металлических рейках возле входа в учебное заведение. У студентов практически сразу появилась примета, что если перед экзаменом или зачетом потереть левую фару автомобиля, то все пройдет наилучшим образом.

Где находится памятник запорожцу?
Адрес: улица Васильковская, 20

Предыдущая статьяПамятник носу Гоголя
Следующая статьяПляжи Киева: левый берег